На сегодняшний день у многих предпринимателей есть «свои» постоянные юристы или юридическая компания, с которыми они взаимодействуют много лет и имеют доверие к ним. Однако, принимая во внимание, что людей, глубоко изучающих потребительский кооператив, действующий по ФЗ № 3085-1 в нашей стране, можно пересчитать по пальцам, очевидно, что как бы эти юристы или юридические компании ни старались, грамотно разработать даже устав ещё ни у кого не получилось. И это нормально, так как никто не идёт к зубному врачу с проблемами по гинекологии. Но вот такому предпринимателю это совершенно не очевидно и не нормально, так как годы хорошего партнёрства с юристами не дают преобладать разуму над желаемым.
Разберём несколько умозаключений из устава, разработанного вышеуказанными юристами и юридическими компаниями:
1. Члены Кооператива имеют право:
- Передать свой пай или его часть другому лицу: члену Кооператива — независимо от согласия других пайщиков; третьему лицу, не являющемуся пайщиком, — только с согласия Общего собрания членов Кооператива.
Про «пай» у нас написано в Кооперативном глоссарии, и использовать такой жаргон в учредительном документе не следует.
Передать свой паевой взнос (далее — ПВ) можно третьему лицу, не являющемуся пайщиком, но сначала это третье лицо должно стать пайщиком. То есть предложить можно не пайщику, а передать — только пайщику.
В ст. 16 ФЗ № 3085-1 определена исключительная компетенция общего собрания, и в ней не написано, что у общего собрания есть исключительная компетенция решать вопрос о передаче ПВ одного пайщика другому или не пайщику. Тогда зачем такой вопрос передавать на решение общего собрания, которое ещё нужно собрать, затратив время? С таким решением кооператив станет менее поворотливым, а «наплодятся лишние бумажки и будет затрачено лишнее время».
2. К исключительной компетенции общего собрания, установленной ФЗ № 3085-1, добавили «принятие новых пайщиков в Кооператив и утверждение стоимости их паевого взноса, вносимого в неденежной форме».
Просто вообразите, сколько времени вам, организаторам кооператива с тАким уставом, потребуется, чтобы принять лицо в пайщики. Да у вас все пайщики разбегутся, не дождавшись. А пайщики или уполномоченные — это уважаемые люди, которые, как минимум, пошлют такое кооперативное начинание в далёкое путешествие, так как иначе как тратой времени впустую это не назвать. Скорее всего, автор тАкого устава в порыве писательского вдохновения забыл заглянуть в п. 6 ст. 16 ФЗ № 3085-1, в котором ясно указано, кроме прочего, что «Не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания пайщиков потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех пайщиков потребительского общества…».
Кроме того, лица хотят стать пайщиками кооператива для чего-то выгодного для себя — именно для этого они участвуют в хозяйственной деятельности кооператива. А участие в хозяйственной деятельности кооператива предполагает внесение взносов, и в своём большинстве это ПВ, нередко имуществом, которое нужно оценивать. Дальше можно не повторять про колоссальную потерю времени — у вас, читатель, хватит воображения представить, сколько дней потребуется, чтобы оценить ПВ, если вопрос об «утверждении стоимости их паевого взноса, вносимого в неденежной форме», согласно уставу-шедевру, находится в исключительной компетенции общего собрания.
А смеха ради скажу, что уполномоченные — это люди из состава совета.
